Превосходство Т-34 оказалось мифом

На волне милитаризации России в последнее время в стране снимается немало патриотических кинолент, в которых зрителям убедительно напоминают, кто побил фашистов во Вторую мировую войну и побьет сегодня, если враг вдруг вконец оборзеет.

Вот и режиссер Бригады Алексей Сидоров снял героический фильм про легендарную тридцать четверку, который уже собрал в прокате полтора миллиарда рублей.

В картине младший лейтенант Николай Ивушкин прошивает из своего Т-34 немецкие танки как картонные, ведя неравный бой, как и полагается в боевиках. Иначе и быть не может - советская машина стала одним из символов Победы, как и пистолет-пулемет Шпагина или штурмовик Ил-2. Но так ли хороша была советская техника?

На деле победу ковали железные люди, а машины нередко становились жертвами советской и немецкой пропаганды, как и случилось с Т-34.

В 1951 году ЦРУ подробно проанализировало Т-34. Документ был рассекречен только в 2000 году. Оказалось, что у танка масса недостатков, отчасти по причине которых было потеряно чудовищное количество этих машин - почти 45 тыс. из 57 тыс. произведенных. Для сравнения, немцы потеряли на восточном фронте в 1941-1944 годах 15673 танка.

Пятая гвардейская танковая армия в 1943 году лишилась 31,5% своих машин во время марша к Прохоровке. По данным начальника автобронетанкового управления Красной Армии Федоренко, средний пробег Т-34 до капремонта не превышал 200 км. Больше и не было нужно, обычно танк подбивали гораздо раньше. Так, в 1942 году средний пробег тридцать четверки составлял всего 66 км.

В 1941 году средняя продолжительность работы двигателя составляла 100 часов. Машины часто ломались и выходили из строя без участия немцев. Увы, Т-34 был не надежен. Большинство танков в начале войны были потеряны из-за технических неисправностей. Настоящей бедой была коробка передач.

Позже американцы, покатавшиеся на машине, написали, что трудности в переключении передач (которая не имела синхронизаторов) и многодисковое сухое сцепление, делали вождение этого танка сложным и крайне утомительным делом.

На Т-34 можно было использовать 4-ую передачу только на асфальте. Максимальная скорость на пересеченной теоретически составляла 25 км/ч. А на практике достигала только 15 км/ч, потому что для переключения со 2-ой на 3-ю передачу требовались нечеловеческие усилия. Позже на танк поставили 5-ступенчатую коробку передач, но повезло далеко не всем танкистам.

В 1942 году Сталин, которому доложили, что Красная армия теряет больше танков из-за поломок, а не в бою, заявил, что налицо скрытый саботаж и вредительство, после чего издал приказ. Согласно документу, за танк, оставленный на поле боя якобы из-за механических поломок и при подозрении экипажа в саботаже, танкистов должны были разжаловать в пехоту.

Не лучше была трансмиссия. Американцы испытали танк на Абердинском полигоне и косвенно согласились со Сталиным - такую трансмиссию мог поставить только саботажник. Во время ее эксплуатации быстро ломались зубья на всех шестернях, а на дизеле стоял плохой воздухоочиститель. Т-34 абсолютно не соответствовал американским стандартам качества.


Особенно не понравилась американцам теснота Т-34. Они искренне недоумевали, как русские помешаются в них в своих полушубках. Кроме того, это прямо отражалось на безопасности. Если броня тесного танка пробивалась, с 75%-ной вероятностью это приводило к гибели или ранению членов экипажа. Для Шермана этот показатель якобы равняется всего 18%.

Кроме того, из-за ограниченного внутреннего пространства топливные банки были размещены в моторном отсеке и по бортам. Танк мог взорваться от любого попадания, несмотря на преимущества наклонной брони.

Еще раньше американцев оценили Т-34 сами немцы, которые тестировали их в 1943 году.  Вывод: танк не подходит для долгого марша, так как каждый полчаса нужно делать остановки на 15-20 мин, чтобы дать машине остыть.

Проблемы пытались решить на самом высоком уровне, исправить недостатки поручили сразу нескольким заводам. На предприятиях усилили контроль качества, но улучшить танк удалось только к середине войны, когда немцы уже выкатили свои Пантеры. К счастью, судьба Гитлера уже была предрешена.

Как и сегодняшнюю российскую Армату, Т-34 превозносила пропаганда, только советская. Он изначально должен был стать танком победы, и лучшей средней машины у Красной армии на тот момент просто не было. Помогали и немцы, которые тоже захваливали советский танк, чтобы объяснить свои поражения. Вместе с тем, это ничуть не преуменьшает героизм советских танкистов, которые доблестно сражались на том, что у них было.

 

Другие новости этого раздела

F-16 перекрасят под Су-57

Раскритиковав камуфляж Су-57 и назвав его прошлым веком, американцы сами перекрасят свой F-16 под российский истребитель. Как сообщает Aviationist, самолет будет изображать пятьдесят седьмого, чтобы американские летчики как можно лучше знали своего врага в лицо.Командир 57-го авиакрыла ВВС США Роберт Новотны предложил в Facebook сообща выбрать раскраску истребителя путем голосования. В результате выиграл зелено-серый цифровой камуфляж Су-57, который получил название Гадюка...

 

США вырывают С-400 из рук турок

Одновременная покупка Турцией и С-400, и F-35 может оказаться губительной для истребителя пятого поколения. Несмотря на то что в Анкаре ранее заявили, что не допустят российских специалистов до американского самолета, делегация США вновь выразила опасения, что покупка и размещение С-400 представляет угрозу для F-35...

 

В гибели отряда разведчиков обвинили выжившего героя

В ходе Великой Отечественной войны, о которой сейчас часто вспоминают, произошло огромное количество легендарных сражений. О них чаще всего снимают фильмы, пишут книги и научные работы. Но история, о которой пойдет речь ниже, замалчивалась во времена СССР и не очень освещается сейчас.В августе этого года в Мурманской области состоялся заплыв имени Бакина...

 

Рассекречен рапорт Жукова Сталину

В России рассекретили рапорт маршала Жукова Сталину, после того как Красная армия выбила немцев из Польши. Документ впервые представили на заседании рабочей группы Российского исторического общества, прошедшем в МИА Россия сегодня. В рапорте Жуков подчеркнул, что фашистские варвары уничтожили Варшаву после восстания 1944 г., спровоцированного лондонским, польским эмигрантским правительством и руководством Армии Крайовой...

 

Названа причина смерти продюсера Дозоров

У Алексея Кублицкого, по предварительным данным, оторвался тромб. Точную причину смерти назовут после вскрытия тела.Прощание с продюсеромм пройдет сегодня в морге подмосковного Красногорска. Похоронят его на родине 19 января, сообщает издание Блокнот. Известный продюсер умер в Москве вечером 14 января. Он участвовал в съемках Ночного дозора, Дневного дозор, Ирония судьбы. Продолжение, Высоцкий: спасибо, что живой и других фильмов...

 

Все новости в разделе